Криптодеривативы для фондов: что изменится для инвесторов к 2026
10-09-2025, 17:06
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизоваться© 2025 24k.ru. Все материалы носят исключительно информационный характер и не являются индивидуальной инвестиционной рекомендацией (ФЗ-39 «О рынке ценных бумаг»). Криптовалюты не являются законным средством платежа в РФ (ФЗ-259). Используя сайт, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности и использованием cookie.
Регулятор объявил о новых параметрах работы с криптоактивами для банков и фондов: вводится предельная доля вложений в криптовалюты на уровне 1% от капитала, а также требование держать резервы 1:1 по ряду операций и продуктов, связанных с цифровыми активами. Мера направлена на снижение системных рисков и выравнивание правил для участников рынка. Для розничных клиентов это не прямой запрет, но косвенно влияет на доступ к услугам и тарифы: если банкам и фондам становится дороже держать риск, они осторожнее подходят к линейке крипто-продуктов и к лимитам.
Криптовалютный сегмент остаётся волатильным и разнородным по качеству активов. Для финансовых организаций регуляторные буферы — ключевой инструмент, который снижает вероятность каскадных дефолтов и проблем с ликвидностью. Установив лимит 1% и «жёсткое» резервирование, регулятор фактически переводит крипто-риск из «основного» в «дополнительный», где он допустим, но строго нормируется. Такой подход делает рынок более предсказуемым для надзорных органов, а также задаёт понятные рамки для риск-менеджмента банков и управляющих компаний.
Суммарная экспозиция к криптоактивам ограничивается уровнем 1% от капитала. Это касается как прямых вложений, так и косвенных — через продукты, деривативы и структурные ноты. Практически это означает, что крупные институциональные игроки смогут поддерживать лишь «тактическое» присутствие в классе активов, а не наращивать долю без ограничений.
По операциям, где клиент ожидает эквивалентной стоимости и быстрой конвертации средств (квази-стейбл-механики, «депозитарные расписки» на криптоактивы, отдельные структурные ноты), организация должна обеспечивать резервы 1:1 в высоколиквидных инструментах. Это снижает риск «набега» и дисциплинирует выпуск продуктов с фиксированной стоимостью. Важный эффект — сокращение «регуляторного арбитража» между банками и небанковскими провайдерами.
При работе с деривативами усиливаются требования к начальному/вариационному обеспечению и к внутренним лимитам контрагентов. Банки будут чаще переносить риск на централизованные площадки с более прозрачным клирингом, ужесточат требования к ликвидности обеспечения и к срокам маржин-коллов. В портфелях возрастёт доля хеджей через традиционные инструменты (индексные свопы/корзины), а «грязные» позиции по альтам будут урезаны.
Добавляется регулярная отчётность по экспозициям, стресс-тестам и источникам ликвидности; комплаенс-процессы для клиентов с крипто-операциями будут сближаться с «жёсткими» сценариями для кроссбордер-платежей. Это означает более детальные анкеты, верификацию источников происхождения средств и дополнительные триггеры мониторинга. См. базовую справку по KYC в нашей вики.
Парадоксально, но ужесточение часто играет на стороне крупных инфраструктурных игроков. Тем, кто уже умеет документировать резервы, обеспечивать непрерывность ликвидности и прозрачность процессов, проще выдержать новые стандарты. Небольшие провайдеры же, наоборот, уйдут в нишевые сегменты или в B2B-аутсорс, передавая функции кастоди/риска более зрелым участникам.
Риск 1 — удорожание услуг. Из-за резервов и отчётности финальные тарифы могут вырасти. Это временно, пока игроки не оптимизируют инфраструктуру и не стандартизируют процессы.
Риск 2 — фрагментация ликвидности. Уход части маленьких провайдеров может сократить предложение в экзотических активах. Решение — консолидация торгов в пределах проверенных площадок и усиление мониторинга ликвидности.
Риск 3 — «регуляторный арбитраж» в серой зоне. Часть активности может мигрировать в нерегулируемые сегменты. Здесь критична грамотная коммуникация с клиентом о рисках кастоди и хранении (см. разницу между «самостоятельным хранением» и хранением у провайдера: custody vs exchange).
Для розницы прямых ограничений здесь нет, но доступ к отдельным продуктам может быть пересмотрен: меньше «гарантированных» схем доходности, больше раскрытий рисков и требований к источнику средств. Банки будут чаще предлагать доступ к базовым активам и к прозрачным продуктам, а сложные структурные решения — реже и по более высоким порогам входа.
Непрямо. Он ограничивает аппетит крупных институтов к наращиванию доли в криптоактивах. На базовых монетах эффект будет сглажен глубиной рынка; на узких альтах — вероятно усиление дисциплины и снижение плечей.
Часть предложений подорожает, а провайдеров станет меньше. Это плата за прозрачность резервов и управляемость рисков.
Больше вопросов о происхождении средств, целях операций и контрагентах. Это стандартно в рамках KYC/AML и ничем не отличается от требований к кроссбордер-платежам.
Новые правила не «закрывают» рынок, а переводят его в управляемую плоскость: лимит 1% фиксирует риск-бюджет банков и фондов, резервы 1:1 выравнивают обещания по продуктам с фиксированной стоимостью, а отчётность поднимает прозрачность. В краткосрочном плане это добавит издержек, но в среднесрочном — повысит устойчивость инфраструктуры и качество предложений для клиентов.
Обновлено: 22.09.2025
Материал носит исключительно информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией (ФЗ-39). Криптовалюты не являются законным средством платежа в РФ (ФЗ-259).
10-09-2025, 17:06
18-09-2025, 12:00
18-09-2025, 14:34
1-10-2025, 18:00
16-10-2025, 16:27
Комментариев нет